«Каждый человек является учителем, и каждый вид совместной деятельности чему-то учит ребёнка», –
Лесли Мармон Силко.
Известная писательница, представитель коренного населения Америки Лесли Мармон Силко в эссе «Желтая Женщина и красота духа» написала о тех жизненных уроках, которые усвоила, когда росла в резервации племени Лагуна Пуэбло.
Она рассказывает о том, как, повзрослев, поняла, что эти уроки коренным образом отличаются от того, чему учит западное общество.
Действительно, если внимательно прочитать эссе Лесли Мармон Силко, становится совершенно очевидно, что мы вместо того, чтобы преподать им уроки любви и мира, объяснить, как всё устроено в жизни, навязываем материалистичность и прагматичность восприятия. Тем самым мы отрываем детей от их корней и основ духовности. А это то, что объединяет людей и является основой бытия.
Вот 8 вещей, которым индейцы Пуэбло учат своих детей. И это то, чему мы бы могли научиться, чтобы быть счастливыми и жить в гармонии с миром. Причём независимо от возраста.
- 1. Ценность человека определяется тем, как он относится к другим людям
- 2. Дети окружены учителями и должны учиться всему, что те делают
- 3. Мы все – одна большая семья
- 4. Мир изначально создан гармоничным, и мы должны поддерживать его таким
- 5. Абсолютного добра или зла нет, есть только гармония
- 6. Мы должны принимать тот факт, что все – разные
- 7. Возраст человека – это просто цифра
1. Ценность человека определяется тем, как он относится к другим людям
«Внешность, казалось, не имела значения для людей в те времена. Они смотрели на мир совершенно иначе; для них не имело значения, сколько у человека денег или во что он одет. Главное – его действия и поступки. Ценность человека определяется тем, как он относится к другим людям, как относится к животным и окружающей среде».
В современном обществе тоже любят говорить, что красота – это не внешность, а душа, а также: «не судите о книге по обложке». Но на самом деле в это особо никто не верит. Все стараются выглядеть как можно красивее и более презентабельно. Ведь от этого, как учат в деловой и мотивационной литературе, зависит и наша карьера, и успех в делах, и личная жизнь.
Это крайне ошибочное представление о мире, которое мы невольно навязываем своим детям. Оно никогда не сделает их счастливыми. Вместо этого их можно научить обращать внимание и ценить то, что действительно важно: как человек относится к другим и нашей Земле. Это характеризует его намного лучше, чем дорогой автомобиль или изысканное пальто. Ведь такой подход позволяет разглядеть его истинную ценность.
2. Дети окружены учителями и должны учиться всему, что те делают
«В старые времена народ Пуэбло обучал своих детей таким образом: взрослые постоянно разговаривали и занимались чем-то с детьми. Они не жалели ни времени, ни сил для этого. Каждый человек является учителем, и каждый вид совместной деятельности чему-то учит ребёнка».
Мы же установили чёткую грань между «школой» и «всем остальным». То есть учиться дети должны исключительно в школе, а вот по приходу домой этот процесс прекращается. Они могут отдохнуть, выполнить какую-то работу по дому или поиграть. Это не так: в это время мы можем и должны продолжать их учить. Учить самой главной науке – как жить и какими быть.
Для того, чтобы это обучение было успешным, нужно воспитывать детей так, чтобы они воспринимали взрослых как своих учителей, а разговор с ними или совместную деятельность – как продолжение обучения. Поэтому необходимо создавать эту культуру обучения, поощрять и развивать любознательность наших детей.
3. Мы все – одна большая семья
«По мнению людей того времени, все люди – сёстры и братья. Ведь, невзирая на цвет кожи или происхождение, мы все созданы Создателем. И все мы являемся частью всего живого на Земле. Растения, птицы, рыбы, облака, вода, даже глина – всё это связано с нами».
Кажется, люди стали забывать, что все мы – одно единое целое с природой. Если кто-то нерационально использует природные ресурсы, то, в конце концов, все останутся без них. Да, мы все разные. Но мы должны использовать эти различия, чтобы стать более сильными и сплочёнными. Мы должны научить наших детей ценить всё живое на планете и саму Землю, которая является нашим общим домом.
4. Мир изначально создан гармоничным, и мы должны поддерживать его таким
«Люди в те времена верили, что абсолютно все вещи на свете, даже камни и вода, обладают своим духом.Они знали, что наш мир был создан совершенным, и всё, что требуется от человека, не нарушать этого порядка вещей, оставить его таким, какой он есть».
В современном мире существует множество всяческих «теорий успеха», которые ничего, кроме дисгармонии, не вызывают. Жадность, потребительство и материализм разрушают души, разрушают судьбы и отношения между людьми.
Учить детей тому, как установить равновесие между материальным миром и природным/духовным миром, просто жизненно необходимо. Это способствует их развитию и сохранению окружающей среды – их Дома.
5. Абсолютного добра или зла нет, есть только гармония
«В нашей Вселенной нет чего-то абсолютно хорошего или абсолютно плохого; есть только равновесия и гармония, у которых свои «приливы и отливы». В некоторые годы в пустыне идёт обильный дождь, в другие – слишком мало осадков, а иногда их так много, что происходят страшные наводнения, вызывающие разрушения. Но дождь не является ни невинным, ни виноватым. Дождь просто дождь».
Речь не о том, чтобы опустить руки и стать фаталистом. Вовсе нет. Речь о другом – философски смотреть на происходящее, пытаясь извлечь максимальную пользу из любой ситуации.
Решение устроиться на менее оплачиваемую работу, чтобы проводить больше времени с семьёй или наслаждаться этим, с точки зрения современного общества, ориентированного на социально-экономический статус, может рассматриваться как «плохое». А вот в племени Пуэбло сказали бы: «Если это способствует гармонии и балансу в жизни – значит стоит так поступить».
6. Мы должны принимать тот факт, что все – разные
«Философия людей племени Пуэбло состоит в том, что сравнивать одно существо с другим, по меньшей мере, глупо. Ведь каждый человек и всё живое на Земле – уникально. И в этом их ценность: что они единственные в своём роде… Быть другим, быть уникальным – вот что является самым настоящим благословением Свыше».
Это прекрасный урок, который нужно преподавать детям. Мы должны объяснить им, что принятие других людей и себя – это фундамент гармонии и счастья. Только так можно по-настоящему понять кого-то и установить искренние и здоровые отношения.
Все люди рождаются разными. Они не рождаются с одинаковым цветом кожи, волос, глаз, телосложением или убеждениями. Поэтому, когда мы пытаемся «слепить» себя такими же, как кто-то «в телевизоре», то утрачиваем свою подлинность и становимся собой ненастоящими. А это часто заканчивается весьма трагично.
7. Возраст человека – это просто цифра
«В старину люди не обращали внимания на дни рождения. Когда человек был готов что-то сделать, он это делал. Когда уже больше не мог, то останавливался.Поэтому люди в племени Пуэбло не беспокоились о том, что состарились или выглядят уже не так хорошо. Ведь никаких возрастных границ не существовало».
Если мой 12-летний ребёнок проснётся однажды утром, готовый поехать самостоятельно на моей машине в школу, то я бы не сказала ему: «Ну, если ты уверен, что готов, я верю в тебя!»
Но полагаю, что важно поговорить с ним и дать понять, что вы не в восторге от этой идеи не по причине его возраста, а ввиду сомнений в том, что он действительно готов и сможет это сделать. Ведь есть 5-летние дети, которые устраивают благотворительные акции, что меняют наш мир, и 14-летние, что издают книги.
Речь не о том, чтобы ругать своего ребёнка за то, что ему уже 14, а он до сих пор не написал книгу. Но вы должны сказать ему, что если он готов взяться за большой проект, то вы всегда поддержите и поможете.