Иллюзия понимания — WorkingHard

Возьмите слово “собака”. И попросите 10 человек сказать, что значит это слово в их понимании. Не исключено, что вы найдете много общего в этих описаниях, но и различий будет немало.

У каждого в голове возникнет свой собственный образ. Для одного это будет свирепый бультерьер, для другого ласковая чихуахуа в ошейнике со стразами.

Этот простой пример. А попробуйте описать слова “свобода”, “любовь”, “счастье”. Эти понятия намного шире и глубже и отличий будет гораздо больше.

Мы привносим в каждое слово свой смысл и надеемся, что другой человек, исходящий из своей реальности, поймет его так, как понимаем его мы.

Но это невозможно. Причины непонимания друг друга кроются в том, что у каждого свой индивидуальный способ обработки информации. И если для вашего ребенка хорошая прогулка – это игра с друзьями “в войнушку”, автомат, забор, кусты, стрельба, громкие крики, валяние на земле. То в вашем понимании хорошая прогулка может быть совсем другое, а вовсе не беспокойство, разбитые коленки, испачканная одежда и дополнительная стирка. Хотя для кого-то счастливые глаза своего чада важнее таких пустяков.

Мы не просто общаемся друг с другом и что-то говорим. Главное, – это смысл, который мы в них вкладываем. Своими словами и невербальными проявлениями мы все время побуждаем человека к какому-то шагу: одобрению, осмысливанию, ответу, действию или бездействию и тд. и т.п . Но бывает, что мы получаем совсем не то, что хотим, потому что другой вкладывает в наши слова тот смысл, который ближе его восприятию действительности.

Отсюда и причины непонимания людей. И, наоборот, чем ближе человек воспринимает этот смысл, тем эффективнее общение. Хорошие коммуникаторы понимают это, и предпочитают говорить на «языке смыслового понимания».

Потому что реально мы можем хотеть одного, а высказывать совсем другое.

К примеру, приходите вы в мебельный магазин. К вам подходит менеджер и спрашивает:

— “Что вас интересует?”
— “Я ищу кухню”  говорите вы.

  • “Зеленый ” продавец сначала уточнит ценовой диапазон и ваши предпочтения по стилю.
  • Опытный не станет начинать с цены. Сначала он узнает: Чем является кухня в вашем понимании? Что для вас является главным? Без чего вы не мыслите кухни? Какой стол в вашем понятии является удобным или оригинальным? и т.д.

Сколько будет покупателей, столько же, совершенно разных ответов.

Зачастую, возможность собираться всей семьей в комфортной обстановке оказывается значительно важнее цены.

Так уж устроено мышление человека, что мы по-особому перерабатываем информацию. Мы можем опускать какие-то детали, либо искажать услышанное, а порою что-то обобщать. В каких-то ситуациях – это полезно, но довольно часто «недостающие звенья» не дают нам полноты картины, и заставляют делать неправильные выводы.

Именно из-за этого часто возникают причины непонимания.

Существуют следующие способы, с помощью которых мы осмысливаем свой опыт и всю информацию. Знание их помогает понять как мы общаемся друг с другом и с миром.

  1. Вычеркивание информации.
  2. Генерализация или обобщение.
  3. Искажение.

Вычеркивание информации.

При вычеркивании мы «опускаем» часть информации. Такой фильтр важен, особенно сейчас, когда информационный поток огромен. Мы усваиваем лишь то, что в данный момент кажется нам полезным и нужным, и не обращаем внимание на все «лишнее».

Генерализация или обобщение.

Довольно часто мы используем более крупные категории, в которую входят еще множественные подкатегории. В разных контекстах мы можем разукрупнять и обобщать информацию. В жизни мы это делаем постоянно, когда придаем вещам или событиям более общее значение.

Искажение.

Примеры искажения – наша «желтая пресса», различные сплетни и перессуды. Помните детскую игру «Испорченный телефон». Суть та же.

Мы постоянно находимся в «иллюзии понимания» друг друга. Пропускаем слова через свой собственный фильтр восприятия, получаем на выходе информацию, которая соответствует нашему опыту, и пытаемся придать ей смысл.

Поделиться с друзьями
Женская красота