Как успевать сделать больше за меньшее время: метод Помидора

Вопросом «как поднять собственную продуктивность» задаются не все – когда я работала в офисе на полную ставку меня тоже эта тема волновала мало. Задачи успеть сделать как можно больше за рабочие часы (чтобы принести больше прибыли огромной корпорации) я себе, честно, не ставила: был заданный объем работы, и я его спокойно выполняла. Не быстрее и не медленнее остальных винтиков системы.

Однако когда ты уходишь из офиса и начинаешь работать на себя, то многое меняется. Во-первых, оказывается, что в течение дня можно поделать кучу разных интересных вещей, и грустно тратить время на работу, когда можно отправиться гулять или учиться делать потрясающие пионы из папиросной бумаги. Во-вторых, график фрилансера очень рваный, и выражение «то пусто, то густо» лучше всего описывает главную мировоззренческую дилемму вольных птиц, покинувших клетушки опенспейса. Когда пусто, то жизнь еще ничего, а вот когда густо – приходится вертеться! И стараться использовать часы, отведенные на работу максимально эффективно.

 

  1. как успевать сделать больше
  2. Метод помидора
  3. 25 минут фокуса
  4. Не отвлекайтесь
  5. Один помидор – одно занятие
  6. Планируйте
  7. Ставьте цель

как успевать сделать больше

Проблема в том, что если в офисе есть внешние дисциплинирующие рамки (злой голодный начальник, например, или виртуальная премия, которая маячит на горизонте), то когда ты начальник сам себе найти силы на самодисциплину непросто. Иногда бывает просто невозможно оторваться от подушки, или перестать смотреть новый эпизод сериала, или просто перестать заниматься миллионом дел, которые описываются термином «непонятно что». Заставить себя «сесть и поработать» бывает реально сложно — сесть-то может и получится, а вот поработать…

За несколько лет фрилансерской жизни я перепробовала кучу разных способов – всякие программы на телефоне, которые выступают в виде виртуального кнута, медитации, систему само-поощрений («закончишь статью – съешь эклер») и т. д., но, если честно, лично в моем случае работает только одна техника. Программы на телефоне отнимают кучу времени и раздражают (хотя, может я пока просто не нашла нужное приложение?), система само-мотивации через какое-то время вгоняет в депрессию (начинает казаться, что все хорошее в жизни может случиться только после того, как ты сдашь статью), а медитации вместо концентрации наводят на меня дрему.

Что такое «высокая эффективность»? Это комбинация сфокусированности, направленных усилий и грамотного тайм-менеджмента. То есть если вы найдете способ фокусировать свое внимание на одном занятии в течении определенного времени и сможете направить на это занятие всю свою энергию, то ваша эффективность увеличится – у нее просто не будет шансов. И неважно, какие именно задачи вы решаете, личные или рабочие, этот принцип универсален.

Техника, которая поможет вам это сделать называется «метод Помидора».

 

 

 

Метод помидора

Метод Помидора был представлен миру его автором Francesco Cirillo в конце 80-х, и свое название получил благодаря кухонным таймерам, которые часто выпускались в виде помидоров.

Метод основывался на определенных принципах:

25 минут фокуса

Удерживать качественно свое внимание на чем-либо дольше 25-ти минут сложно – по окончании этого периода ваша эффективность начинает снижаться, хотите вы этого или нет, и вы начинаете уставать. Франческо советует разбить все свое время на «периоды Помидора» — 25-минутные сеты: берете кухонный таймер, ставите его на 25 минут и сосредоточенно занимаетесь одним занятием. Между периодами интенсивной работы нужно делать паузы в 5 минут, чтобы мозг отдохнул и вы продолжили заниматься работой эффективно. После четырех 25-минутных сессий делайте перерыв 15-20 минут.

 

Не отвлекайтесь

Понятно, что уйти в параллельное пространство куда не доносятся чужие голоса и звонки телефонов невозможно, но максимально оградить себя от отвлекающих факторов на «период Помидора» очень даже реально: не открывайте почту, уберите подальше телефон, чтоб не отвлекаться на уведомления, закройте вкладку с фейсбуком. И удалите уже все приложения из браузера, которые сообщают вам о том, что ваша бывшая коллега Маша снова поделилась фото «я и пальма» в группе, в которую вас кто-то записал случайно.

 

Один помидор – одно занятие

К сожалению, мы устроены так, что эффективно выполнять какое-то задание мы можем только если оно одно. Молодые мамы (многозадачные по необходимости) со мной не согласятся, но это научный факт: чем больше занятий мы выполняем в один промежуток времени, тем ниже качество результата.

 

 

Планируйте

Жесткий график – это, конечно, утопия, мы не роботы и загонять себя в таблицу в экселе смысла нет. Но прикидывать с вечера план на следующий день (с примерным разбросом по времени) очень помогает: это та самая рамка, которая не дает вам растечься квашней. И мастер-класс по бумажным пионам тоже можно запланировать — Франческо советует тратить 15-20 минут вечером на то, чтобы спланировать следующий день, и в этот план нужно включать не только рабочие, но и личные дела.

 

Ставьте цель

Повышение собственной эффективности имеет смысл только тогда, когда у вас есть понятная цель – ради чего вы это делаете. Кто-то хочет освободить больше времени для хобби или общения с семьей, кто-то хочет быстрее достичь цели (например, владельцы собственного бизнеса, у которых цели выражены в прибыли), кто-то просто хочет развить собственные таланты и структурировать свою жизнь.

 

Я не стала скачивать себе специальное приложение и использую для этой техники обычный таймер на айфоне. Разбивка на короткие периоды работы и отдыха реально помогает сделать больше (и лучше) за меньшее время, а пятиминутные паузы (во время которых Франческо советует вставать из-за стола и что-то делать) помогают переключаться и в результате ты устаешь гораздо меньше, чем когда сидишь над работой до победного.

Видео (на английском, к сожалению, но все понятно), в котором метод Помидора объясняется очень наглядно:

 

 

Поделиться с друзьями
Женская красота