Нас с детства учат, что помогать другим людям, является благим делом. Но есть нюанс, который надо учитывать: мотивы, по которым мы помогаем.
Ведь мы привыкли оценивать значимость самих поступков человека. Например, кто-то дал на благотворительность огромную сумму денег, и мы такого человека считаем щедрым. Или кто-то кормит нищих и голодных, и мы думаем, что у этого человека «золотое сердце».
Но каковы подлинные мотивы этой помощи: чистая доброта или личные цели?
Я не имею в виду вас, дорогие читатели, но в своей жизни я встречал мало людей, которые готовы помогать по доброте душевной. Сам я к таким тоже не отношусь.
Долг, обязанность, личная выгода, тщеславие, страх — вот самые частые мотивы, которые стоят за помощью людей. Не всегда, конечно, но во многих ситуациях.
Иисус это тоже понимал и предостерегал своих учеников оказывать помощь, если она обусловлена такими причинами. Почему? Потому что такая помощь будет вредить и нам и тому, кому мы помогаем. Вот что сказано об этом в Евангелие от Фомы:
Если вы поститесь, вы зародите в себе грех; и, если вы молитесь, вы будете осуждены; и, если вы подаёте милостыню, вы причините зло вашему духу.
Про пост и молитву подразумевается то же самое, о чём я писал выше: они должны идти от чистого сердца, иначе они будут неправильными. Поэтому это странное изречение содержит важнейший психологический смысл:
Важны не наши действия, а наши помыслы, стоящие за этими действиями. Если помыслы неверные, то и действия будут неверными.
Вот почему благие намерения ведут сами знаете куда. И, кстати, возможно, именно по этой причине люди бывают неблагодарны нам за нашу помощь. Они подсознательно чувствуют, что мы помогаем не от доброты, а из-за своих личных интересов.