Почему случаются перепады настроения у подростка, как реагировать родителям

Часто родители подростков задаются вопросом: почему у детей так часто меняется настроение?

То они кричат, злятся, хлопают дверью, то плачут и грустят, то устали и хотят полежать рядом, то что-то снова доказывают, размахивают руками, спорят.. Это нормально? Почему это происходит и когда закончится?

Подростки 10-13 лет начинают сильно меняться внешне. Рост происходит не постепенно, как хотелось бы, а скачками. Очень меняется тело: сначала вытягиваются стопы и ладони, затем руки, ноги, и только потом подтягиваются бедра и плечи. Происходит это очень стремительно и внезапно, ваш ребенок почти каждый день замечает в себе что-то новое. Как вам кажется, спокойно ли ему от этого? Нет, не спокойно. Изменений много, разных, не всегда понятных и приятных, а еще неясно, когда эти изменения закончатся и как с ним относиться.

Вспомните себя, когда у вас в первый раз во взрослом возрасте появился седой волос или родинка, морщинки или, может, небольшой животик от вкусной еды, которого раньше не было.

Как вы отреагировали?

Было неожиданно, непонятно, вы чувствовали растерянность – вы никогда не думали, что так будет, но это случилось. Вы не готовы, даже если вас предупреждали об этом. Просто вы не верили, что это произойдет именно с вами.

И это ещё в большей степени свойственно подросткам, потому что у них такое внутреннее устройство – они должны все подвергать сомнению и уверены в своем бессмертии и статичности.

“Может быть это и верно для других, но со мной точно не произойдет”.

Или просто испытывают дискомфорт от того, что им не нравится результат. Классно стать красивым и взрослым разом. А если у тебя промежуточная стадия? Не так-то круто это выглядит и звучит.

Изменений много, но неясно, как к ним относиться.

В этом возрасте подросток очень чувствителен к критике, особенно, когда вы или кто-то другой говорит про его внешность. Абсолютно все замечания, даже с благими намереньями (а мы даем именно такие) не достигают цели, не приносят облегчения или утешения нашему ребенку, а, наоборот, его травмируют.

«Ты очень сутулишься, выпрямись!» «Только не крась так сильно глаза, тебе не идет!», «У тебя прыщики на лбу высыпали..»

Поверьте, он знает про прыщики, он тщательно исследует свое тело каждый день, все замечает и скорее склонен сам критиковать себя:

«У меня слишком большие/ узкие/ некрасивые бедра», «Я не такой высокий и сильный, как другие», «У меня волосы растут на лице, какой ужас!»

Да еще и сверстники с теми же проблемами, часто не принимают свою бурно меняющуюся внешность и проецируют (переносят) это на своих друзей и одноклассников – отсюда неприятные подколы, шутки, сарказмы и, как вывод, неуверенность, которую ребенок приносит домой. В этот период его личность еще только формируется, он очень сильно зависит от оценок и мнений извне. Любое замечание принимается «как есть», без здоровой критики, поэтому затронуть и обидеть такого человека очень легко, особенно близким людям. Тема внешности требует особого пиетета и деликатности, и так еще неприятны сравнения с другими детьми:

«Вот смотри, у Ксюши такая осанка!», «А Павлик какой красивый и плечи у него какие широкие!»

А что же происходит с личностью?

Личность – качественно другая структура, уникальная и неповторимая. Мы любим, когда нам говорят про уникальность, в этом столько самости и силы. Но как же она формируется и вырастает?

Главным образом в конфликтах, через сепарацию и отделение, или через отождествление, но объект для этого подросток выбирает сам (и это вряд ли будет Ксюша или Павлик из параграфа выше).

Рождение новой личности и по сути нового человека не может проходить по-другому. Раньше ребенок хотел быть послушным, хотел нравиться, хотел во всем походить на взрослых, теперь же у него появилось свое мнение, свои эмоции, свои взгляды и интересы, теперь ему кажется, что он сам – взрослый. Очень странно становится это перевоплощение, будто вам привезли ребенка с другой планеты:

«Он же был такой послушный, а теперь… будто это не мой ребенок.»

Ваш, только он другой. Не такой, как вы, и с этим надо смириться.

Ему приходится спорить, доказывать, порой кричать, потому что ему важно иметь свое мнение, важно быть услышанным, важно быть принятым. Да, он может в чем-то ошибаться и это нормально. Он не знает столько и в таком масштабе, как вы, он только начинает видеть ситуации шире, думать о последствиях и чувствовать ответственность, но это не значит, что у него не может быть своего мнения. Он ищет, он готов встретиться в дискуссии, он горяч, энергичен, активен – значит, в нем есть жизненная энергия и сила, он сможет в будущем постоять за себя и пойти своим путем. Не этого ли вы хотите, хотя сейчас и непросто?

Часто подросток умеет расходиться и проявлять эмоции, но останавливаться и замедляться – нет. Наоборот, часты истории с эмоциями по кругу: он поплакал, потом поговорил о том, что его волнует, потом начал снова. Или покричал, вроде успокоился, и вот снова кричит на ту же тему. Все потому, что у него не до конца сформированы навыки саморегуляции, то есть способности приходить в активное возбуждение, а потом снижать его и успокаиваться. Эти приемы он подсматривает у родителей, ему нужен рядом взрослый, кто умеет это делать и кто может помочь ему спокойно притормозить. Попробуйте заметить, как вы делаете это сами, проявляете ли сильно эмоции дома, как останавливаетесь, как решаете с супругом(ой) конфликтные ситуации. Подросток может это все впитывать и копировать.

Также в возрасте 11-13 лет подросток сильно погружен в свои переживания, сконцентрирован на себе и эгоцентричен. Ему интересно, что происходит с ним, но он почти не способен к эмпатии и сочувствию окружающим. Часто он представляет себя актером на сцене или автором удачного стенд-апа, он усиливает эмоции, изменяет тембр голоса, говорит громче, ему нравится, когда на него смотрят и на него реагируют. Так он получает внимание, которое ему так нужно и делается более уверенным.

Подросток хочет власти. Он хочет все решать, хочет много свободы, хочет чувствовать себя взрослым, но часто ведет себя как ребенок – нарушает договоренности, не помогает по дому, не следит за временем, неважно учится и т.д. В целом, не берет на себя ответственность. Это нормальное, подростковое желание. Этой власти решать все самостоятельно подросток часто добивается за счет скандалов и разного рода манипуляций: «Я не поеду в этот долбаный лагерь! Мне надоело, что все со смартфонами, а я – нет..! Ну вот, мы не пойдем к Лизе, а я же обещала!»

Ребенок хочет встать с вами наравне, ему хочется решать на том же уровне, но он ещё не вполне самостоятелен и пока только учится заботиться о себе, программировать свои действия и прогнозировать их последствия.Он не зарабатывает деньги, не приносит в дом еду, не готовит, не оплачивает счета за квартиру. Он должен знать, что что-то он может решать, а что-то нет, где-то будут спрашивать его точку зрения, а где-то не будут. Изменение структуры иерархии в семье – опасная штука: ребенок хочет на вершину горы, но там грустно, одиноко и страшно… просто он об этом еще не знает. Тут важно набраться уверенности и стойкости и вовремя поставить границы. Подросток все равно попытается их разрушить, это его природа, но будьте неуклонны и последовательны.

Подростку все еще очень нужны признание и нежность, поэтому не удивляйтесь, что после горьких слез или крика он придет полежать с вами рядышком на кровать. Ему также нужны очень личные, долгие беседы, чай с печеньками и ваш совет или мнение. Важно его не принуждать обниматься или разговаривать, когда вы этого хотите, а говорить, что пусть приходит, когда нужно. Тогда он будет знать, что вы готовы и придет сам. Не впадайте в заблуждение: его бравадная смелость и огонь больше ситуативные, он так выстраивает линию защиты, чтобы высказать свое мнение. Но несмотря на это он очень ранимый, нежный и трепетный. Ему нужны любовь и тепло.

Поделиться с друзьями
Женская красота